Мы в соцсетях:
» » Актуальные вопросы современного образования
Актуальные вопросы современного образования
18-12-2018, 13:04
С 10 по 14 декабря на различных площадках Екатеринбурга и Свердловской области прошла Всероссийская научно-методическая конференция «Актуальные вопросы современного биологического и экологического образования в условиях реализации ФГОС», организаторами которой были ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» (географо-биологический факультет, кафедра биологии, экологии и методики их преподавания) совместно с Корпорацией «Российский учебник».

На конференции рассматривались актуальные вопросы биологического и экологического образования в школе, вопросы организации подготовки и проведения государственной итоговой аттестации, концепция модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Естественнонаучные предметы. Биология» и др. В работе конференции приняли участие ученые и методисты регионов Российской Федерации, учителя биологии и экологии регионов России и Свердловской области, руководители центров дополнительного образования экологической направленности.

Актуальные вопросы современного образования


Гости конференции: Георгий Лернер — кандидат педагогических наук, профессор, Александр Боголюбов — кандидат биологических наук, директор экологического центра «Экосистема», Сергей Суматохин — доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой биологии, экологии и методики обучения биологии МГПУ, главный редактор журнала «Биология в школе», Светлана Исакова — главный методист по биологии корпорации «Российский учебник».

Участники конференции — более 300 учителей Свердловской области и 24 методиста-биолога из 17 регионов России (Камчатка, Башкортостан, Краснодарский край, Мурманская область, Тюменская область, Кемеровская область, Алтай, Саратовская область, Челябинская область, Омская область, Иркутская область, Пензенская область, Курганская область, Архангельская область, Белгородская область, Нижегородская область, Кемеровская область).

Актуальные вопросы современного образования


Гостей конференции приветствовали официальные лица.

Светлана Исакова, главный методист по биологии корпорации «Российский учебник»:

— Мы очень рады новой встрече с учителями и с УрГПУ. Надеюсь, что наше мероприятие будет полезным для всех.

Кандидат педагогических наук, профессор Георгий Лернер:

— Судя по вопросам, которые вы мне прислали, здесь работает замечательная педагогическая команда. Будем знакомиться позднее!
Кандидат биологических наук, директор экологического центра «экосистема» Александр Боголюбов:

— Конференция на 50% посвящена тематике, которой я занимаюсь, а именно туристической, проектной, исследовательской деятельности в области экологии, и сегодня мне хотелось бы выступить сразу на трех секциях. Буду рад обсудить с вами практические вопросы, потому что я не теоретик, а работаю «на земле», непосредственно с детьми.

Кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой биологии, экологии и методики их преподаванияНадежда Абрамова:

— Конференция такого масштаба, связанная именно с биологией, с методикой обучения биологии и экологии проходит у нас если не впервые, то, во всяком случае такого события не было уже давно. Благодарю вас за понимание и интерес. Мы долго работали над программой, постарались подготовить для вас интересные мастер-классы, организовать интересные доклады. Кроме наших уважаемых гостей из Москвы, здесь еще находятся гости из 17 регионов России от Мурманска до Петропавловска-Камчатского.


Актуальные вопросы современного образования


На пленарной части Светлана Исакова выступила с докладом «Образовательные ресурсы корпорации „Российский учебник“».
Корпорация «Российский учебник» появилась 2 года назад на базе объединенной издательской группы «Дрофа» и «Вентана Граф». Она выпускает все учебники по всем предметам, вошедшим в федеральный перечень. По ним работает большинство российских школ.

Наталья Овсянникова, заведующая кафедрой естественнонаучного образования Института регионального образования, представила доклад «О формах эффективных практик профессионального развития учителя биологии». В мире ежегодно растет объем исследований, в первую очередь в области медицины, биологии и связанных с ней наук. Востребованность этих знаний ощущают и школьники. Наталья Павловна назвала интересные цифры. Численность 11-классников, сдающих ЕГЭ по биологии, в Свердловской области имеет тенденцию к росту, в настоящее время это около 3500 человек, или 18 % от общего числа выпускников. Эта цифра совпадает со среднестатистической по Российской Федерации. Биология занимает 5-е место среди экзаменов по выбору, уступая обществознанию, литературе, физике и истории. Что касается ОГЭ в 9-х классах, биологию выбирает четверть школьников.. Расширяется список профессий, востребованных в ближайшем будущем, и многие из них тоже связаны с биологией — с бионическими, биотехнологическими и другими подобными исследованиями. Логично предположить, что интерес школьников к этим направлениям тоже будет расти.

Актуальные вопросы современного образования


Однако существует немало проблем. Содержание образования зачастую не соответствует современному состоянию биологической науки. Учителям не хватает времени, мотивации и часто, к сожалению, квалификации, чтобы следить за новостями научного мира.

Образовательный процесс имеет очень низкую эффективность в условиях, когда в 5-7 классах всего 1 час биологии в неделю. За этот час учитель успевает дать только самые общие сведения, а огромный массив практики, наблюдения за живой природой, экспериментирования остается «за кадром».

Георгий Исаакович начал с показа небольшого фрагмента выступления своего отца, Исаака Яковлевича Лернера, выдающегося советского и российского педагога, одного из разработчиков проблемного метода обучения. «Чтобы общество шло навстречу школе, школа должна сама идти навстречу обществу! Задача в том, чтобы школа уже сейчас работала на завтрашний день нашей страны» — таков основной посыл его речи. Запись сделана в начале 1990-х годов, но все те проблемы школы, которые эмоционально и страстно обличает Исаак Яковлевич, не изжиты по сей день, и с пониманием будущих, а не просто актуальных задач, с пониманием собственной ответственности школы за это будущее ситуация по прежнему далека от идеала.

Актуальные вопросы современного образования


Георгий Исаакович перечислил недостатки учебного процесса, и первый из них — то, что он основан на заучивании, а не на понимании. Но в современном образовании важна глубина предмета, понимание предмета, должен работать ум, а не только память. Учитель должен выступать консультантом, куратором, который не «разжевывает», а помогает ребенку разобраться самому.

Самые прочные знания — те, которые добыты самостоятельно. Несравнимо больше пользы от проекта, который ребенок сделал только по самым общим инструкциям учителя, чем от «проекта», где все расписано от и до, и ребенка буквально за ручку ведут от стадии к стадии. У учеников к старшим классам накапливается отрицательный образовательный опыт, снижается мотивация учиться. Она еще может возродиться, если ученик попадет туда, где в нем видят человека, уважают, доверяют и считаются с ним, но таких оазисов в массовой школе относительно немного.

Сложность в том, что уровень профессионализма специалистов (и не только в школе) постепенно снижается. И это не только их вина, но и беда. Учитель настолько перегружен бумагами, отчетами, что ему некогда готовиться к урокам, некогда даже просто задуматься о смысле собственной деятельности. Основная причина их недовольства профессией — именно в хронической усталости и постоянном цейтноте.

— Я знаю прекрасных педагогов, которые, соглашаясь работать в школе, ставят два условия: их не дергает администрация и они имеют возможность 4 часа в день готовиться к урокам в одной параллели. И тогда процесс идет, — сказал Георгий Исаакович.

Актуальные вопросы современного образования


Также Георгий Исаакович назвал в числе проблем недостаток «сертифицированных», доказавших эффективность образовательных технологий и накопление стихийных методик, которые также приводят к нарастанию отрицательного образовательного опыта. Лектор предостерег также от злоупотребления заданиями, подразумевающими серфинг в интернете. Многие педагоги их любят, потому что это дает им возможность написать в отчете «Использование компьютерных технологий». Однако привычка искать информацию в интернете формирует также привычку списывать, относиться к информации некритически, поощряет клиповое мышление и умственную лень.

В этот же день состоялась встреча Георгия Лернера с учителями Свердловской области. Георгий Исаакович ответил на многочисленные вопросы педагогов. Очень много вопросов затрагивало ЕГЭ или касалось общих принципов естественнонаучного образования в школе.

Учителей заботило, что биология из предмета, который требует глубокого погружения и понимания, превращается из-за тестов в «угадайку» и «попадайку», что проектная работа превращается в фикцию, что часа в неделю недостаточно для подготовки выпускников к ЕГЭ, что сама по себе подготовка к ЕГЭ превратилась в натаскивание и не способствует формированию научного мировоззрения, что выбор биологии (и любого другого предмета) на ЕГЭ в последний момент, исключающий возможность нормальной подготовки, ставит учителя в крайне уязвленное положение и даже может служить инструментом манипуляции и мести «нелюбимому» учителю (поскольку ЕГЭ, сданные на 0 баллов, портят личные показатели педагога).

На все эти вопросы Георгий Лернер дал ответы, далеко не всегда ожидаемые. ЕГЭ — не инструмент формирования научного мышления, а просто способ проверить сформированность этого мышления в предшествующие годы, над формированием мировоззрения ребенка должна дружно и согласно работать вся команда предметников естественнонаучного цикла. Над недостатками отдельных заданий ЕГЭ работа идет, они постепенно устраняются. В натаскивании нет смысла: любой ребенок, который 11 лет перед этим учился в школе и не имеет интеллектуальных отклонений, в состоянии этот экзамен сдать. Детям и родителям необходимо знать свои права и при любых сомнениях в компетентности экспертов пользоваться правом на апелляцию (так бывает, если задание ГИА или ЕГЭ содержит сведения, опровергнутые новейшим научным открытием, и если ученик знаком с этим открытием и сможет доказать свою правоту соответствующей ссылкой, он получит заслуженный балл). За 1 час никого подготовить к экзамену невозможно, этот час предусмотрен для текущей учебной работы, нагрузка по подготовке к ЕГЭ — это совсем другая нагрузка, совсем другие часы, и если учителя принуждают заниматься в течение этого часа всем сразу, то это противозаконно и должно обжаловаться.

Актуальные вопросы современного образования


После встречи с учителями началась работа секций. Участники обсудили проблемы биологического и экологического образования.

В работе конференции приняла участие директор МБУ ДО «ДЭБЦ» Наталья Викторовна Косажевская и поделилась опытом работы, выступив с докладом на секции « Эколого-натуралистический и краеведческий подход в дополнительном и школьном образовании». Доклад был отмечен благодарственным письмом.

В рамках конференции состоялись экскурсии в специализированный учебно-научный центр Уральского федерального университета первого Президента России Б.Н. Ельцина (СУНЦ УрФУ), отделение экологического образования ГАНОУ СО «Дворец молодежи»,ботанический сад УрО РАН, ГБУ СО природный парк «Бажовские места». Посетили областной и городской экологический центры дополнительного образования детей, приняли участие в круглом столе в центре мониторинга хищных птиц «Халзан» с посещением вольеров с волками. Встретились с сотрудниками визит-центров и методистами природных парков Свердловской области.

Конференция позволила перенять опыт «дальних» коллег, определить свою ближайшую траекторию развития.
Просмотров: 1356